Корпоративный путь /
2024-12-03 / 5

Комплекс неполноценного самомнения
или Дауншифтинг по-взрослому

Изображение
Выйти на новый уровень — мечта каждого занятого делом человека. Рано или поздно она посещает и наёмника, и бизнесмена. Приходит с ощущением мотылька, бьющегося головой о невидимую преграду. Процессы освоены, «этот мир уже абсолютно понятен», а выхлоп… Выхлоп к этому моменту обычно болтается на уровне плюс/минус процентов пятнадцать от достигнутого в период собирания «шишек».

Начинаются попытки «прыгнуть выше головы». Которые, чаще всего, заканчиваются разбитыми в кровь надеждами и гематомами разочарований. Причин такой высокой травмоопасности, в прыжках через собственный статус, две — самомнение (рождаемое гордыней) и комплекс неполноценности (продиктованный страхом несоответствия), которые используются не по назначению.

"Большинство дорогих товаров не поражают воображение своим качеством. Далеко не все потребители таких товаров могут оценить это самое качество."

В первом случае человек лезет в область, где ему объективно не хватает компетенций. При этом думает, что с его опытом тратить время на глубокое погружение в тему не обязательно. Чаще это происходит с наёмниками решившими начать бизнес.

Во втором, пробует делать всё «по-другому», типа «качественней». Разбазаривая усилия и ресурсы исключительно на свою иллюзию и демонизацию нового уровня. Эта беда нагляднее бывает у малого предпринимательства и «стокового» бизнеса, решивших ворваться в «лухури» сегмент.

Избежать подобных травм в этом высокорискованном «спорте» можно. Для этого нужно запомнить два правила. Первое — на первые же проявления гордыни говорить:

— Учим матчасть!

С этой мыслью один бизнесмен поехал покорять столицу. В провинции он уже создал успешный бизнес. С нуля построил современное, крутое производство. И всё равно, его девелоперская компания, которая едва не на три порядка превзошла его же провинциальный бизнес, начиналась с огромного количества консультаций, изучения рынка, технологий и конкурентов. Но самое главное, он лично прорабатывал каждый (даже, на первый взгляд, знакомый) процесс и каждую деталь, прежде чем вкладывать в них деньги.

Вспоминаются и громкие имена. Маск, носившийся по всему миру от НАСА до Роскосмоса, прежде чем начать свою «космическую Одиссею». Баффет, годами изучающий рынок, прежде чем совершить сделку…

Можно назвать это — дауншифтинг по-взрослому. Молодость и невежество стремятся найти место (область или направление), где за имеющийся ресурс можно сразу получить больше «плюшек». Опыт подсказывает — «сначала пальцем проверь, прежде чем что другое пихать».

Главное не переборщить и не снижать планку амбиций. В противном случае, вместо нового уровня может получиться «ламповый свечной заводик». Который и не планировался и радости не приносит.

Второе правило — страху и синдрому самозванца отвечать:

— Не боги горшки обжигают.

Это касается собственных товаров или навыков — вот тут должно возвысить голос самомнение. Чтобы заглушить страх, заставляющий демонизировать «уровни» и «статусы». Большинство дорогих товаров не поражают воображение своим качеством. Далеко не все потребители таких товаров могут оценить это самое качество. А что касается навыков… и на вершинах «Олимпов» порой недостаёт людей, знающих логику и арифметику.

Но и тут не стоит забывать о здравом смысле. Качество, или знания всё же должны иметь место быть. В противном случае шанс забраться на вершину останется… как и гарантия сорваться с неё, спустя некоторое время.

Вот такая получается «техника безопасности в спортивных прыжках на новый уровень»:

Гордыне говорим — «учим матчасть», а страху несоответствия отвечаем — «не боги горшки обжигают»…

Простая формула. Но на её усвоение порой уходят годы… Да и отлавливать страх и гордыню в себе порой не просто без посторонней помощи.

Ну, а последствия нарушения этого правила все мы видели. Вероятно у каждого есть хотя бы пара знакомых травмированных «спортсменов». Если же нет, возможно стоит обратиться с вопросом к зеркалу. Не обязательно волшебному, обычное тоже вполне подойдёт.

Илья Квацашвили, автор с Тёмной Стороны Бизнеса
Автор в - Facebook
Автор в - Instagram
Поделиться:
Подписка на месяц

Стоимость: 71 EUR

Оплатить
Подписка на год

Стоимость: 243 EUR

Оплатить